Меню сайта |
|
|
|
Категории каталога |
|
|
|
Форма входа |
|
|
|
Поиск |
|
|
|
Наш опрос |
|
|
|
|
Приветствую Вас, Гость · RSS |
25.04.2024, 20:09 |
Тема № 1 Политическая карта мира Часть 1
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА
ТЕМА 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА.
Цель и задачи темы: дать знания о принципиальных изменениях на политической карте мира во второй половине XX века; сформировать представления об этапах её развития.
Показать разнообразие стран современного мира; изучить разные формы государств.
Средства обучения: политическая карта мира, атлас,
справочник.
Номенклатура: названия новых суверенных государств ( умение их показывать на карте).
1.1. Многообразие стран мира.
Политическая карта мира отражает место стран в современном мире, их политико-административную структуру. Изучение ее аспек тов в динамике, в исторической последовательности представляет особый интерес для историков, политологов, географов и других специалистов.
Под территорией в международном праве понимают «различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхно стью, недрами и воздушным пространством, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела».
Выделяют государственную территорию, а также территории с международным и со смешанным режимом,
1. Государственной является территория, находящаяся под суве ренитетом определенного государства. В состав территории государ ства входят: суша в пределах границ, воды (внутренние и территори альные) и воздушное пространство над сушей и водами. В состав территории государства входят также территориальные воды. Боль шая часть приморских государств (около 100) имеет территориаль ные воды от 3 до 12 морских миль от берега
2. К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые находятся а общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это открытое море, воздушное про странство за пределами континентального шельфа.
Некоторые особенности имеет международно-правовой режим арктических районов открытого моря (Северный Ледовитый океан). Канада, б. СССР и другие страны разделили его на «полярные секто ра». Все земли и острова в пределах «полярных секторов», ледяные поля у берега — входят в состав государственных территорий. «По лярный сектор» — пространство от северной границы государства до Северного полюса по меридиану (возможны небольшие отклоне ния — Острова Шпицберген).
3. К территориям со смешанным режимом относятся континен тальный шельф и экономическая зона. Континентальный шельф выделяется по трем основным признакам: примыкание к государствен ной территории; глубина вод до 200 м; техническая доступность ресурсов (максимальная величина — 350 миль от берега) Страны мира имеют исключительное право на разведку и эксплуатацию «своего шельфа», но не имеют суверенных прав на соответствую щую акваторию
Например, на долю подводных месторождений (шельфовая до быча) приходится около 40% всей добычи нефти. Шельф и дно океа на богаты также железом, медью, марганцем, никелем, кобальтом и другими элементами.
Инициаторами установления экономических зон выступили в кон це 60-х гг. латиноамериканские государства. К середине 80-х годов их примеру последовали почтя все другие государства мира, в том числе наша страна. На экономические зоны ныне приходится 40% площади мирового океана, в т.ч. районы, дающие 96% вылова рыбы.
Экономические зоны — это район за пределами территориальных вод шириной около 200 морских миль от берега, в котором приморское государство осуществляет суверенные права на разведку н разработку минеральных ресурсов, проведение научных исследований, лов рыбы (зоны национальной юрисдикции на ресурсы), а другие страны пользуются свободой судоходства и имеют доступ к излишкам допустимого улова (по Конвенции ООН по морскому праву). И нашей стране был выделен участок в центральной, приэкваториальной части Тихого океана (площадью около 75 тыс.км2) для проведения поисково-разведочных работ на дне океана.
Рыболовные зоны и шельфы часто превышают площадь сухопутной территории государства и могут существенно увеличить его ресурсный потенциал.
Следует отметить особый международно-правовой режим, уста новленный в Антарктиде по договору 1959 г. Материк полностью демилитаризован и открыт для научных исследований всех стран. Космическое пространство находится за пределами земной террито рии и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права.
Политическая карта мира представляет собой пеструю мозаику. Вся обитаемая часть суши (т.е. все материки, кроме Антарктиды) и прилегающие к ней обширные морские пространства как бы исполо сованы политическими границами.
Фактически характер политических, кроме государственных, имеют и негосударственные границы: по международным соглаше ниям, договорные, временные, демаркационные.
Политической карте мира свойственна высокая динамичность Она отражает (фиксирует) главные политико-географические изменения, образование новых независимых государств, перемену их политического статуса, слияние одних государств с другими, утрату или обретение государственности (политического суверенитета), из менение площади государств (территории и акватории), их границ, замену столиц, изменение названий государств и их столиц, переме ну форм государственного правления.
Обычно большинство этих элементов составляют основное со держание географической карты «Политическая карта мира». На картах регионов, государств и их частей бывает также отражено их административно-территориальное деление.
Нередко количественные изменения на политической карте мира сопровождаются качественными и все больше уступают им место. В этом суть современных процессов. Путь человечества на пороге 3 тысячелетия — путь диалогов, международных контактов и мирно го урегулирования территориальных споров.
1.2. Краткий исторический очерк формирования политической карты мира.
Процесс формирования политической карты мира насчитывает несколько тысячелетий. Прошло немало исторических эпох, поэтому можно говорить о существовании периодов в формировании политической карты мира. Можно выделить, древний, средневековый, но вый и новейший периоды.
Древний период (от эпохи возникновения первых форм государ ства до V в. н.э.) охватывает эпоху рабовладельческого строя. Харак теризуется развитием и крушением первых государств на Земле: Древнего Египта, Карфагена, Древней Греции, Древнего Рима и др. Эти государства внесли большой вклад в развитие мировой цивилиз ации. Вместе с тем, уже тогда главным средством территориальных изменений были военные действия.
Средневековый период (V-ХV вв.) связан с эпохой феодализма. Политические функции феодального государства были сложнее и разнообразнее, чем у государств при рабовладельческом строе. Скла дывался внутренний рынок, преодолевалась обособленность регио нов. Проявилось стремление государств к дальним территориальным захватам, так как Европа, например, уже полностью была поделена между ними В этот период существовали государства: Византия. Священная Римская империя, Англия, Испания, Португалия, Киев ская Русь и др.
Сильно изменила карту мира эпоха Великих географических открытий на стыке феодальной и капиталистической общественно-эко номических формаций. Появилась потребность в рынках и новых богатых землях и, в связи с этим, мысль о кругосветных плаваниях.
С рубежа ХV-ХVI вв. выделяют Новый период истории (вплоть до I мировой войны в XX в.). Это эпоха зарождения, подъема и утверждения капиталистических отношений. Она положила начало европейской колониальной экспансии и распространению междуна родных хозяйственных связей на весь мир.
1420-е гг., — первые колониальные захваты Португалии: Мадей ра, Азорские острова, Невольничий Берег (Африка).
1453 г. — падение Константинополя (господство турок на юго-восточном направлении. Османская империя контролирует сухопут ные пути в Азию).
1492-1502 гг. — открытие для европейцев Америки
(4 путеше ствия Колумба в Центральную Америку и северную часть Южной Америки). Начало испанской колонизации Америки.
1494 г. — Тордесильясский договор —раздел мира между Пор тугалией и Испанией.
1498 г. —плавание Васко да Гама (путь вокруг Африки).
1499-1504 гг. — путешествия Америго Веспуччи в Южную Америку.
1519-1522 гг. — кругосветное путешествие Магеллана и его спутников.
1648 г. — путешествие Семена Дежнева (Россия — Сибирь).
1740-е г. — путешествия В.Беринга и П.Чирикова (Сибирь)
1771-1773 гг. —путешествия Дж. Кука (Австралия, Океания)
В эпоху великих географических открытий крупнейшими коло ниальными державами были Испания и Португалия. С развитием мануфактурного капитализма на авансцену истории выходят Анг лия, Франция, Нидерланды, Германия, позже и США. Этот период истории также характеризовался колониальными захватами.
Особенно неустойчивой стала политическая карта мира на рубе же ХIХ-ХХ вв., когда между ведущими странами резко обострилась борьба за территориальный раздел мира. Так, в 1876 г. всего 10% территории Африки принадлежало западноевропейским странам, тогда как в 1900 г. — уже 90%. И к началу XX века фактически раздел мира оказался полностью завершенным, т.е. стал возможен лишь его насильственный передел.
Начало Новейшего периода в формировании политической кар ты мира связывается с окончанием I мировой войны. Следующими этапными моментами явились II мировая война и рубеж 80-90-х годов, который характеризуется крупными изменениями на политиче ской карте Восточной Европы (распад СССР, Югославии и др.).
Соотношение площади
и населения метрополий
и колоний в начале нашего века
Название метрополий |
Отношение колоний к метрополиям |
по площади (превышение) |
по населению |
Великобритания |
в 100 раз |
в 8,8 раза |
Германии |
в 5,2 раза |
21% |
Дания |
в 5 раз |
4,2% |
Испания |
40% |
3,8% |
Италия |
в 1,7 раза |
2,1% |
Нидерланды |
в 67 раз |
в 7,4 раза |
Португалия |
в 21 раз |
в 1.5 раза |
США |
24.4% |
11.6% |
Франция |
в 21 раз |
в 1,3 раза |
Бельгия |
в 80раз |
в 2,8 раза |
* Всего в 1900 г. колониальные владения всех империалистических держав охваты вали территорию в 73 млн. км2 (55% территории суши) с населением 530 млн. чел. (35% населения мира). |
|
|
|
Первый этап ознаменовался появлением на карте мира первого социалистического государства (СССР) и заметными территориаль ными сдвигами, причем не только в Европе. Распалась Австро-Венг рия, изменились границы многих государств, образовались суверен ные страны: Польша, Финляндия, Королевство сербов, хорватов и словенцев и др. Расширились колониальные владения Великобрита нии, Франции, Бельгии, Японии.
Второй этап (после II мировой войны), кроме изменений на поли тической карте Европы, ассоциируется прежде всего с распадом ко лониальной системы и образованием большого числа независимых государств в Азии, Африке, Океании, Латинской Америке (в Кариб ском регионе),
Третий этап продолжается и сейчас. К качественно новым изме нениям на политической карте мира и оказывающим большое влия ние на социально-экономическую и общественно-политическую жизнь всего мирового сообщества можно отнести следующие:
— распад в1991 г. Союза ССР, утверждение политической независимости сначала трех бывших союзных республик Прибалтики, а затем и остальных, в т.ч. России.
— образование Содружества Независимых Государств (СНГ);
— преимущественно мирные, народно-демократические революции 1989-90 гг. («бархатные») в странах Восточной Европы.
— прекращение в 1991 г. деятельности Организации Варшавского Договора (ОВД) и Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), серьезно повлиявшее на политическую и экономическую обстановку не только в Европе, но и во всем мире;
— 3 октября 1990 г. — объединение двух германских государств (ГДР и ФРГ);
— распад СФРЮ, провозглашение политической независимости Словении, Боснии и Герцеговины, Македонии, Хорватии, Союзной Республики Югославии (в составе Сербии и Черногории). Острейший политический кризис бывшей федерации вылился в гражданскую войну и межнациональные конфликты, продолжающиеся до настоящего времени;
— май 1990 г. — объединение арабских государств ЙАР и НДРЙ на национально-этнической основе (Йеменская Республика, столица — г. Сана);
— 1990-91 гг. — процесс деколонизации продолжается: независимость получила Намибия — последняя колония в Африке, образовались новые государства в Океании: Федеративные Штаты Микронезии (Каролинские о-ва). Республика Маршалловы острова;
— 1 января 1993 г. — образование двух независимых государств (распад Чехословакии) — Чехии и Словакии;
— 1993 г.— провозглашена независимость государства Эритрея (бывшая провинция Эфиопии на берегу Красного моря).
Масштабы будущих перемен на политической карте мира будут определяться дальнейшим ходом этнокультурных процессов в мно гонациональных странах, характером экономических, политических и культурных отношений между странами и народами.
Главные объекты политической карты мира
В 1900 г. на земном шаре было всего 55 суверенных государств. В то же время существовали огромная британская колониальная им перия и меньшая по размерам — французская. Они сохранили свои владения после первой мировой войны. Были колонии и у других государств — Японии, США, Нидерландов, Бельгии, Португалии, Италии, Испании.
Крушение колониальной системы империализма после второй мировой войны, бурный рост национально-освободительных движе ний — борьбы народов за независимость, кардинально изменили по литическую карту мира. Так, накануне второй мировой войны в мире было 71 суверенное государство, в 1947 г. их стало 81, а к 1995 г. суверенитетом обладало уже более 180 государств.
Наряду с суверенными государствами в современном мире насчи тывается более 30 несамоуправляющихся территорий (см. таблицу). Их можно условно разделить на группы:
— колонии, официально включенные в список ООН ( перечень территорий, на которые конкретно распространяется требование о предоставлении независимости);
— островные территории, фактически колонии, не включенные, однако, в перечень ООН, поскольку, по утверждению управляющих ими государств, они являются «заморскими департаментами», «свободно ассоциированными государствами» и т.п.;
— колонии, судьба которых уже определена: Гонконг (Сянган) (брит.) и Аомынь (Макао) (порт.). Одна из них должна перейти под суверенитет Китайской Народной Республики 1 июля 1997 г., другая — к 2000 г.
Почти все колонии невелики по территории и населению. Исклю чение составляют лишь Сянган (свыше 5,8 млн. жителей) и владение США Пуэрто-Рико (3,7 млн.).
Не определен до сих пор статус Западной Сахары (бывшей ранее колонией Испании). После многих лет вооруженной борьбы за власть в Западной Сахаре с 1989 г. практически установилось пере мирие. Здесь предстоит проведение под эгидой ООН и ОАЕ мирного референдума по вопросу о самоопределении народа Западной Саха ры (независимость или интеграция с Марокко).
Вопрос о предоставлении независимости всем колониям сложен: многие из них важны для метрополий как военно-стратегические объекты или представляют другой интерес. Например, десятки воен но-воздушных и военно-морских баз США размещены на островах-колониях в Тихом и Атлантическом океане.
Образование и развитие государств — сложнейший историче ский процесс, определяемый множеством внутренних и внешних факторов: политических, социальных, экономических, этнических.
Специалисты по международным проблемам насчитывают на земном шаре около 300 пунктов, по которым имеются споры: терри ториальные, этнические, пограничные, в том числе более 100 таких, где существует острая конфликтная ситуация.
Некоторые территориальные проблемы как бы «приклеены» к политической карте мира на десятилетия. Продолжается спор между Испанией и Великобританией о суверенитете над Гибралтаром. Был вооруженный конфликт (1982 г.) между Великобританией и Арген тиной из-за Фолклендских (Мальвинских) островов. С 1947 г. стоит вопрос о границах государства Израиль и создании палестинского государства, вопрос, который лишь в 1993 году сдвинулся с мертвой точки (предоставлена автономия палестинским землям, оккупиро ванным Израилем в 1967 г.). Речь идет о передаче органам палестин ского самоуправления широких административных полномочий. На промежуточном этапе урегулирования договором не предусматрива ется провозглашение Палестинского государства, но должны быть проведены первые в истории выборы в органы палестинского само управления,
1.3. Формы государства: форма правления, форма государственного устройства, форма государственного режима.
Государственный строй любой страны характеризуется прежде всего формой правления: республика это или монархия.
Республиканская форма правления возникла в древности (Афинская демократическая республика, Спартанская аристократи ческая республика, V-IV вв. до н.э..; Римская аристократическая рес публика. V-II вв. до н.э.; города-республики: Флоренция, Венеция, Генуя — в Италии, Новгород и Псков — в России, и др.). Но наи большее распространение она получила уже в периоды Новой и Но вейшей истории. В 1991 г. в мире было 127 республик, но после распада СССР и Югославии их общее число превысило 140.
При республиканском строе законодательная власть обычно при надлежит парламенту, а исполнительная — правительству. При этом различают т.н. президентскую республику, где президент воз главляет правительство и наделен очень большими полномочиями (США, ряд стран Латинской Америки), и парламентскую республи ку, где роль президента меньше, а правительство возглавляет пре мьер-министр (ФРГ, Италия, Индия).
Особая форма государственного правления — социалистическая республика (которая возникла в ряде стран в результате социалисти ческих революций). Ее разновидности: Советская республика н на родно-демократическая республика (бывш. СССР, страны Восточной Европы до 1991 г.; Китай, КНДР, Куба).
Республиканскую форму правления можно считать наиболее про грессивной и демократичной. Ее избрали для себя не только экономически развитые государства, но и большинство стран Латинской Америки, освободившиеся от колониальной зависимости еще в про шлом веке, и почти все бывшие колонии в Азии, получившие незави симость в середине нашего столетия, и африканские государства, большая часть которых добилась независимости только в 60-70-е годы.
Вместе с тем надо иметь в виду, что форма правления отнюдь не унифицирует республики. Между ними существуют многочислен ные различия и в политическом, и в социальном, и в иных отношени ях.
Монархическая форма правления возникла в условиях рабовла дельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохрани лись лишь традиционные, в большинстве формальные черты монар хического правления. Первой в истории человечества формой госу дарственного правления считается Древневосточная монархия (при чем организацию государственной власти в странах Древнего Восто ка — Египте, Вавилоне, Ассирии, Китае, Индии и др. — называют еще восточной деспотией). Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III вв. н.э.). Государственные формы, присущие Римской империи, особенно на поздней ее стадии, стали образцом для подражания в средние века — в государственности Франции, Германии, Испании и др.
В настоящее время на политической карте мира 30 монархий: нет ни одной в Америке, 14 — в Азии, 12 — в Европе, 3 — в Африке и 1 — в Океании. Среди них есть империя, королевства, княжества, герцогство, султанаты, эмираты и папское государство — город Ва тикан (см. таблицу).
Подавляющее большинство существующих ныне монархий — конституционные. Реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству, тогда как монарх «царствует», но не правит (Великобритания, Норвегия, Швеция). Од нако политическое влияние монарха бывает весьма заметно.
Наряду с конституционными (парламентарными) на современной политической карте сохранились еще несколько абсолютных монар хий, где правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным орга ном (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Бруней, Кувейт и др.).
Обычно власть монарха пожизненна и передается по наследству, но в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах монархов изби рают на пятилетний срок.
Страны мира с монархической формой правления
Зарубежная Европа |
Зарубежная Азия |
Андорра |
Княжество |
Бахрейн |
Эмират |
Бельгия |
Королевство |
Бруней |
Султанат |
Ватикан |
Папское государство |
Бутан |
Королевство |
Великобритания |
Королевство |
Иордания |
Королевство |
Дания |
Королевство |
Катар |
Эмират |
Испания |
Королевство |
Кувейт |
Эмират |
Лихтенштейн |
Княжество |
Малайзия |
Султанат |
Люксембург |
Великое
герцогство |
Непал |
Королевство |
Монако |
Княжество |
ОАЭ |
Эмираты |
Нидерланды |
Королевство |
Оман |
Султанат |
Норвегия |
Королевство |
Саудовская Аравия |
Королевство |
Швеция |
Королевство |
Таиланд |
Королевство |
|
|
Япония |
Империя |
|
|
Камбоджа |
Королевство |
Африка |
Океания |
Лесото |
Королевство |
Тонга |
Королевство |
Марокко |
Королевство |
|
|
Свазиленд |
Королевство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выделяется еще одна форма государственного правления — государства в составе Содружества, возглавляемого Великобританией (Commonwealth). Юридически Британское Содружество наций было оформлено еще в 1931 г. Тогда в него вошли Великобритания и ее доминионы — Канада, Австралия, Южно-Африканский Союз, Ньюфаундленд и Ирландия. После 2-й мировой войны и крушения Британской колониальной империи в состав Содружества вошли боль шинство бывших владений Британии. Это 50 стран с обшей террито рией более 30 млн. км2 и населением свыше 1,2 млрд. человек, распо ложенных во всех частях света.
Это крайне разнородные во многих отношениях страны: по политической и социально-экономической структуре, уровню экономического развития, этническим, языковым, конфессиональным особенностям.
Члены Содружества имеют безоговорочное право одностороннего выхода из него, когда того пожелают. Им воспользовались Мьянма (Бирма), Ирландия, Пакистан. Все государства, входящие в Содружество, обладают полным суверенитетом в своих внутренних и внешних делах. Решения конференций этого сообщества недействи тельны для страны, если она за них не голосовала.
Часть членов Содружества — Канада, Австралийский Союз (Ав стралия), Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Тувалу, Маври кий, Антигуа и Барбуда, Содружество Багамских островов, Барба дос. Белиз, Гренада. Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Кристофер и Невис, Сент-Люсия, Ямайка — официально именуются как «госу дарства в составе содружества». Их жители фактически числятся не подданными королевы Великобритании, а лишь гражданами своих государств. Вместе с тем они добровольно избрали для себя главой государства, символом высшей власти королеву Великобритании, закрепив это в конституциях
В 1991 году, сразу после распада СССР, на карте мира появилось Содружество Независимых Государств (СНГ), в которое входят бывшие республики СССР (кроме государств Балтии).
|
Категория: Тема 1 | Добавил: geo-pk19 (28.12.2007)
|
Просмотров: 13583
|
|