Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
Тема 1 [6]
Тема 2 [5]
Тема 3 [6]
Тема 4 [4]
Тема 5 [4]
Тема 6 [5]
Тема 7 [3]
Тема 8 [4]
Тема 9 [1]
Структура введения [6]
Структура заключения [3]
ДОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ГЕОГРАФИИ [4]
Справочные материалы к темам изучен [8]
ПЛАНЫ ОТВЕТОВ ПО ТЕМАМ ГЕОГРАФИИ [1]

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2114


Приветствую Вас, Гость · RSS 25.09.2017, 12:35

Главная » Статьи » Часть 1 » Тема 1

Тема № 1 Политическая карта мира Часть 1
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА

ТЕМА 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА.

Цель и задачи темы: дать знания о принципиальных изменениях на политической карте мира во второй половине XX века; сформировать представления об этапах её развития.

Показать разнообразие стран современного мира; изучить разные формы государств.

Средства обучения: политическая карта мира, атлас,

справочник.

Номенклатура: названия новых суверенных государств ( умение их показывать на карте).

1.1. Многообразие стран мира.

Политическая карта мира отражает место стран в современном мире, их политико-административную структуру. Изучение ее аспек тов в динамике, в исторической последовательности представляет особый интерес для историков, политологов, географов и других специалистов.

Под территорией в международном праве понимают «различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхно стью, недрами и воздушным пространством, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела».

Выделяют государственную территорию, а также территории с международным и со смешанным режимом,

1. Государственной является территория, находящаяся под суве ренитетом определенного государства. В состав территории государ ства входят: суша в пределах границ, воды (внутренние и территори альные) и воздушное пространство над сушей и водами. В состав территории государства входят также территориальные воды. Боль шая часть приморских государств (около 100) имеет территориаль ные воды от 3 до 12 морских миль от берега

2. К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые находятся а общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это открытое море, воздушное про странство за пределами континентального шельфа.

Некоторые особенности имеет международно-правовой режим арктических районов открытого моря (Северный Ледовитый океан). Канада, б. СССР и другие страны разделили его на «полярные секто ра». Все земли и острова в пределах «полярных секторов», ледяные поля у берега — входят в состав государственных территорий. «По лярный сектор» — пространство от северной границы государства до Северного полюса по меридиану (возможны небольшие отклоне ния — Острова Шпицберген).

3. К территориям со смешанным режимом относятся континен тальный шельф и экономическая зона. Континентальный шельф выделяется по трем основным признакам: примыкание к государствен ной территории; глубина вод до 200 м; техническая доступность ресурсов (максимальная величина — 350 миль от берега) Страны мира имеют исключительное право на разведку и эксплуатацию «своего шельфа», но не имеют суверенных прав на соответствую щую акваторию

Например, на долю подводных месторождений (шельфовая до быча) приходится около 40% всей добычи нефти. Шельф и дно океа на богаты также железом, медью, марганцем, никелем, кобальтом и другими элементами.

Инициаторами установления экономических зон выступили в кон це 60-х гг. латиноамериканские государства. К середине 80-х годов их примеру последовали почтя все другие государства мира, в том числе наша страна. На экономические зоны ныне приходится 40% площади мирового океана, в т.ч. районы, дающие 96% вылова рыбы.

Экономические зоны — это район за пределами территориальных вод шириной около 200 морских миль от берега, в котором приморское государство осуществляет суверенные права на разведку н разработку минеральных ресурсов, проведение научных исследований, лов рыбы (зоны национальной юрисдикции на ресурсы), а другие страны пользуются свободой судоходства и имеют доступ к излишкам допустимого улова (по Конвенции ООН по морскому праву). И нашей стране был выделен участок в центральной, приэкваториальной части Тихого океана (площадью около 75 тыс.км2) для проведения поисково-разведочных работ на дне океана.

Рыболовные зоны и шельфы часто превышают площадь сухопутной территории государства и могут существенно увеличить его ресурсный потенциал.

Следует отметить особый международно-правовой режим, уста новленный в Антарктиде по договору 1959 г. Материк полностью демилитаризован и открыт для научных исследований всех стран. Космическое пространство находится за пределами земной террито рии и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права.

Политическая карта мира представляет собой пеструю мозаику. Вся обитаемая часть суши (т.е. все материки, кроме Антарктиды) и прилегающие к ней обширные морские пространства как бы исполо сованы политическими границами.

Фактически характер политических, кроме государственных, имеют и негосударственные границы: по международным соглаше ниям, договорные, временные, демаркационные.

Политической карте мира свойственна высокая динамичность Она отражает (фиксирует) главные политико-географические изменения, образование новых независимых государств, перемену их политического статуса, слияние одних государств с другими, утрату или обретение государственности (политического суверенитета), из менение площади государств (территории и акватории), их границ, замену столиц, изменение названий государств и их столиц, переме ну форм государственного правления.

Обычно большинство этих элементов составляют основное со держание географической карты «Политическая карта мира». На картах регионов, государств и их частей бывает также отражено их административно-территориальное деление.

Нередко количественные изменения на политической карте мира сопровождаются качественными и все больше уступают им место. В этом суть современных процессов. Путь человечества на пороге 3 тысячелетия — путь диалогов, международных контактов и мирно го урегулирования территориальных споров.

1.2. Краткий исторический очерк формирования политической карты мира.

Процесс формирования политической карты мира насчитывает несколько тысячелетий. Прошло немало исторических эпох, поэтому можно говорить о существовании периодов в формировании политической карты мира. Можно выделить, древний, средневековый, но вый и новейший периоды.

Древний период (от эпохи возникновения первых форм государ ства до V в. н.э.) охватывает эпоху рабовладельческого строя. Харак теризуется развитием и крушением первых государств на Земле: Древнего Египта, Карфагена, Древней Греции, Древнего Рима и др. Эти государства внесли большой вклад в развитие мировой цивилиз ации. Вместе с тем, уже тогда главным средством территориальных изменений были военные действия.

Средневековый период (V-ХV вв.) связан с эпохой феодализма. Политические функции феодального государства были сложнее и разнообразнее, чем у государств при рабовладельческом строе. Скла дывался внутренний рынок, преодолевалась обособленность регио нов. Проявилось стремление государств к дальним территориальным захватам, так как Европа, например, уже полностью была поделена между ними В этот период существовали государства: Византия. Священная Римская империя, Англия, Испания, Португалия, Киев ская Русь и др.

Сильно изменила карту мира эпоха Великих географических открытий на стыке феодальной и капиталистической общественно-эко номических формаций. Появилась потребность в рынках и новых богатых землях и, в связи с этим, мысль о кругосветных плаваниях.

С рубежа ХV-ХVI вв. выделяют Новый период истории (вплоть до I мировой войны в XX в.). Это эпоха зарождения, подъема и утверждения капиталистических отношений. Она положила начало европейской колониальной экспансии и распространению междуна родных хозяйственных связей на весь мир.

1420-е гг., — первые колониальные захваты Португалии: Мадей ра, Азорские острова, Невольничий Берег (Африка).

1453 г. — падение Константинополя (господство турок на юго-восточном направлении. Османская империя контролирует сухопут ные пути в Азию).

1492-1502 гг. — открытие для европейцев Америки

(4 путеше ствия Колумба в Центральную Америку и северную часть Южной Америки). Начало испанской колонизации Америки.

1494 г. — Тордесильясский договор —раздел мира между Пор тугалией и Испанией.

1498 г. —плавание Васко да Гама (путь вокруг Африки).

1499-1504 гг. — путешествия Америго Веспуччи в Южную Америку.

1519-1522 гг. — кругосветное путешествие Магеллана и его спутников.

1648 г. — путешествие Семена Дежнева (Россия — Сибирь).

1740-е г. — путешествия В.Беринга и П.Чирикова (Сибирь)

1771-1773 гг. —путешествия Дж. Кука (Австралия, Океания)

В эпоху великих географических открытий крупнейшими коло ниальными державами были Испания и Португалия. С развитием мануфактурного капитализма на авансцену истории выходят Анг лия, Франция, Нидерланды, Германия, позже и США. Этот период истории также характеризовался колониальными захватами.

Особенно неустойчивой стала политическая карта мира на рубе же ХIХ-ХХ вв., когда между ведущими странами резко обострилась борьба за территориальный раздел мира. Так, в 1876 г. всего 10% территории Африки принадлежало западноевропейским странам, тогда как в 1900 г. — уже 90%. И к началу XX века фактически раздел мира оказался полностью завершенным, т.е. стал возможен лишь его насильственный передел.

Начало Новейшего периода в формировании политической кар ты мира связывается с окончанием I мировой войны. Следующими этапными моментами явились II мировая война и рубеж 80-90-х годов, который характеризуется крупными изменениями на политиче ской карте Восточной Европы (распад СССР, Югославии и др.).

Соотношение площади

и населения метрополий

и колоний в начале нашего века

Название метрополий Отношение колоний к метрополиям
по площади (превышение) по населению
Великобритания в 100 раз в 8,8 раза
Германии в 5,2 раза 21%
Дания в 5 раз 4,2%
Испания 40% 3,8%
Италия в 1,7 раза 2,1%
Нидерланды в 67 раз в 7,4 раза
Португалия в 21 раз в 1.5 раза
США 24.4% 11.6%
Франция в 21 раз в 1,3 раза
Бельгия в 80раз в 2,8 раза
* Всего в 1900 г. колониальные владения всех империалистических держав охваты вали территорию в 73 млн. км2 (55% территории суши) с населением 530 млн. чел. (35% населения мира).

Первый этап ознаменовался появлением на карте мира первого социалистического государства (СССР) и заметными территориаль ными сдвигами, причем не только в Европе. Распалась Австро-Венг рия, изменились границы многих государств, образовались суверен ные страны: Польша, Финляндия, Королевство сербов, хорватов и словенцев и др. Расширились колониальные владения Великобрита нии, Франции, Бельгии, Японии.

Второй этап (после II мировой войны), кроме изменений на поли тической карте Европы, ассоциируется прежде всего с распадом ко лониальной системы и образованием большого числа независимых государств в Азии, Африке, Океании, Латинской Америке (в Кариб ском регионе),

Третий этап продолжается и сейчас. К качественно новым изме нениям на политической карте мира и оказывающим большое влия ние на социально-экономическую и общественно-политическую жизнь всего мирового сообщества можно отнести следующие:

— распад в1991 г. Союза ССР, утверждение политической независимости сначала трех бывших союзных республик Прибалтики, а затем и остальных, в т.ч. России.

— образование Содружества Независимых Государств (СНГ);

— преимущественно мирные, народно-демократические революции 1989-90 гг. («бархатные») в странах Восточной Европы.

— прекращение в 1991 г. деятельности Организации Варшавского Договора (ОВД) и Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), серьезно повлиявшее на политическую и экономическую обстановку не только в Европе, но и во всем мире;

— 3 октября 1990 г. — объединение двух германских государств (ГДР и ФРГ);

— распад СФРЮ, провозглашение политической независимости Словении, Боснии и Герцеговины, Македонии, Хорватии, Союзной Республики Югославии (в составе Сербии и Черногории). Острейший политический кризис бывшей федерации вылился в гражданскую войну и межнациональные конфликты, продолжающиеся до настоящего времени;

— май 1990 г. — объединение арабских государств ЙАР и НДРЙ на национально-этнической основе (Йеменская Республика, столица — г. Сана);

— 1990-91 гг. — процесс деколонизации продолжается: независимость получила Намибия — последняя колония в Африке, образовались новые государства в Океании: Федеративные Штаты Микронезии (Каролинские о-ва). Республика Маршалловы острова;

— 1 января 1993 г. — образование двух независимых государств (распад Чехословакии) — Чехии и Словакии;

— 1993 г.— провозглашена независимость государства Эритрея (бывшая провинция Эфиопии на берегу Красного моря).

Масштабы будущих перемен на политической карте мира будут определяться дальнейшим ходом этнокультурных процессов в мно гонациональных странах, характером экономических, политических и культурных отношений между странами и народами.

Главные объекты политической карты мира

В 1900 г. на земном шаре было всего 55 суверенных государств. В то же время существовали огромная британская колониальная им перия и меньшая по размерам — французская. Они сохранили свои владения после первой мировой войны. Были колонии и у других государств — Японии, США, Нидерландов, Бельгии, Португалии, Италии, Испании.

Крушение колониальной системы империализма после второй мировой войны, бурный рост национально-освободительных движе ний — борьбы народов за независимость, кардинально изменили по литическую карту мира. Так, накануне второй мировой войны в мире было 71 суверенное государство, в 1947 г. их стало 81, а к 1995 г. суверенитетом обладало уже более 180 государств.

Наряду с суверенными государствами в современном мире насчи тывается более 30 несамоуправляющихся территорий (см. таблицу). Их можно условно разделить на группы:

— колонии, официально включенные в список ООН ( перечень территорий, на которые конкретно распространяется требование о предоставлении независимости);

— островные территории, фактически колонии, не включенные, однако, в перечень ООН, поскольку, по утверждению управляющих ими государств, они являются «заморскими департаментами», «свободно ассоциированными государствами» и т.п.;

— колонии, судьба которых уже определена: Гонконг (Сянган) (брит.) и Аомынь (Макао) (порт.). Одна из них должна перейти под суверенитет Китайской Народной Республики 1 июля 1997 г., другая — к 2000 г.

Почти все колонии невелики по территории и населению. Исклю чение составляют лишь Сянган (свыше 5,8 млн. жителей) и владение США Пуэрто-Рико (3,7 млн.).

Не определен до сих пор статус Западной Сахары (бывшей ранее колонией Испании). После многих лет вооруженной борьбы за власть в Западной Сахаре с 1989 г. практически установилось пере мирие. Здесь предстоит проведение под эгидой ООН и ОАЕ мирного референдума по вопросу о самоопределении народа Западной Саха ры (независимость или интеграция с Марокко).

Вопрос о предоставлении независимости всем колониям сложен: многие из них важны для метрополий как военно-стратегические объекты или представляют другой интерес. Например, десятки воен но-воздушных и военно-морских баз США размещены на островах-колониях в Тихом и Атлантическом океане.

Образование и развитие государств — сложнейший историче ский процесс, определяемый множеством внутренних и внешних факторов: политических, социальных, экономических, этнических.

Специалисты по международным проблемам насчитывают на земном шаре около 300 пунктов, по которым имеются споры: терри ториальные, этнические, пограничные, в том числе более 100 таких, где существует острая конфликтная ситуация.

Некоторые территориальные проблемы как бы «приклеены» к политической карте мира на десятилетия. Продолжается спор между Испанией и Великобританией о суверенитете над Гибралтаром. Был вооруженный конфликт (1982 г.) между Великобританией и Арген тиной из-за Фолклендских (Мальвинских) островов. С 1947 г. стоит вопрос о границах государства Израиль и создании палестинского государства, вопрос, который лишь в 1993 году сдвинулся с мертвой точки (предоставлена автономия палестинским землям, оккупиро ванным Израилем в 1967 г.). Речь идет о передаче органам палестин ского самоуправления широких административных полномочий. На промежуточном этапе урегулирования договором не предусматрива ется провозглашение Палестинского государства, но должны быть проведены первые в истории выборы в органы палестинского само управления,

1.3. Формы государства: форма правления, форма государственного устройства, форма государственного режима.

Государственный строй любой страны характеризуется прежде всего формой правления: республика это или монархия.

Республиканская форма правления возникла в древности (Афинская демократическая республика, Спартанская аристократи ческая республика, V-IV вв. до н.э..; Римская аристократическая рес публика. V-II вв. до н.э.; города-республики: Флоренция, Венеция, Генуя — в Италии, Новгород и Псков — в России, и др.). Но наи большее распространение она получила уже в периоды Новой и Но вейшей истории. В 1991 г. в мире было 127 республик, но после распада СССР и Югославии их общее число превысило 140.

При республиканском строе законодательная власть обычно при надлежит парламенту, а исполнительная — правительству. При этом различают т.н. президентскую республику, где президент воз главляет правительство и наделен очень большими полномочиями (США, ряд стран Латинской Америки), и парламентскую республи ку, где роль президента меньше, а правительство возглавляет пре мьер-министр (ФРГ, Италия, Индия).

Особая форма государственного правления — социалистическая республика (которая возникла в ряде стран в результате социалисти ческих революций). Ее разновидности: Советская республика н на родно-демократическая республика (бывш. СССР, страны Восточной Европы до 1991 г.; Китай, КНДР, Куба).

Республиканскую форму правления можно считать наиболее про грессивной и демократичной. Ее избрали для себя не только экономически развитые государства, но и большинство стран Латинской Америки, освободившиеся от колониальной зависимости еще в про шлом веке, и почти все бывшие колонии в Азии, получившие незави симость в середине нашего столетия, и африканские государства, большая часть которых добилась независимости только в 60-70-е годы.

Вместе с тем надо иметь в виду, что форма правления отнюдь не унифицирует республики. Между ними существуют многочислен ные различия и в политическом, и в социальном, и в иных отношени ях.

Монархическая форма правления возникла в условиях рабовла дельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохрани лись лишь традиционные, в большинстве формальные черты монар хического правления. Первой в истории человечества формой госу дарственного правления считается Древневосточная монархия (при чем организацию государственной власти в странах Древнего Восто ка — Египте, Вавилоне, Ассирии, Китае, Индии и др. — называют еще восточной деспотией). Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III вв. н.э.). Государственные формы, присущие Римской империи, особенно на поздней ее стадии, стали образцом для подражания в средние века — в государственности Франции, Германии, Испании и др.

В настоящее время на политической карте мира 30 монархий: нет ни одной в Америке, 14 — в Азии, 12 — в Европе, 3 — в Африке и 1 — в Океании. Среди них есть империя, королевства, княжества, герцогство, султанаты, эмираты и папское государство — город Ва тикан (см. таблицу).

Подавляющее большинство существующих ныне монархий — конституционные. Реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству, тогда как монарх «царствует», но не правит (Великобритания, Норвегия, Швеция). Од нако политическое влияние монарха бывает весьма заметно.

Наряду с конституционными (парламентарными) на современной политической карте сохранились еще несколько абсолютных монар хий, где правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным орга ном (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Бруней, Кувейт и др.).

Обычно власть монарха пожизненна и передается по наследству, но в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах монархов изби рают на пятилетний срок.

Страны мира с монархической формой правления

Зарубежная Европа Зарубежная Азия
Андорра Княжество Бахрейн Эмират
Бельгия Королевство Бруней Султанат
Ватикан Папское государство Бутан Королевство
Великобритания Королевство Иордания Королевство
Дания Королевство Катар Эмират
Испания Королевство Кувейт Эмират
Лихтенштейн Княжество Малайзия Султанат
Люксембург Великое
герцогство
Непал Королевство
Монако Княжество ОАЭ Эмираты
Нидерланды Королевство Оман Султанат
Норвегия Королевство Саудовская Аравия Королевство
Швеция Королевство Таиланд Королевство

 

 
Япония Империя

 

 
Камбоджа Королевство
Африка Океания
Лесото Королевство Тонга Королевство
Марокко Королевство
 

 
Свазиленд Королевство
 

 

Выделяется еще одна форма государственного правления — государства в составе Содружества, возглавляемого Великобританией (Commonwealth). Юридически Британское Содружество наций было оформлено еще в 1931 г. Тогда в него вошли Великобритания и ее доминионы — Канада, Австралия, Южно-Африканский Союз, Ньюфаундленд и Ирландия. После 2-й мировой войны и крушения Британской колониальной империи в состав Содружества вошли боль шинство бывших владений Британии. Это 50 стран с обшей террито рией более 30 млн. км2 и населением свыше 1,2 млрд. человек, распо ложенных во всех частях света.

Это крайне разнородные во многих отношениях страны: по политической и социально-экономической структуре, уровню экономического развития, этническим, языковым, конфессиональным особенностям.

Члены Содружества имеют безоговорочное право одностороннего выхода из него, когда того пожелают. Им воспользовались Мьянма (Бирма), Ирландия, Пакистан. Все государства, входящие в Содружество, обладают полным суверенитетом в своих внутренних и внешних делах. Решения конференций этого сообщества недействи тельны для страны, если она за них не голосовала.

Часть членов Содружества — Канада, Австралийский Союз (Ав стралия), Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Тувалу, Маври кий, Антигуа и Барбуда, Содружество Багамских островов, Барба дос. Белиз, Гренада. Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Кристофер и Невис, Сент-Люсия, Ямайка — официально именуются как «госу дарства в составе содружества». Их жители фактически числятся не подданными королевы Великобритании, а лишь гражданами своих государств. Вместе с тем они добровольно избрали для себя главой государства, символом высшей власти королеву Великобритании, закрепив это в конституциях

В 1991 году, сразу после распада СССР, на карте мира появилось Содружество Независимых Государств (СНГ), в которое входят бывшие республики СССР (кроме государств Балтии).

Категория: Тема 1 | Добавил: geo-pk19 (28.12.2007)
Просмотров: 13050