Задание 1
Самостоятельная работа студента
к первому разделу
«Общая экономико-географическая характеристика мира»
Тема 1.1.
Задание 1. Заполните таблицу, используя приведенные ниже географиче-ские названия и числа: Бразилия, Испания, Мадрид, Пакистан, Претория,38, 40, 110, 804, 1221, 8512.
Страна |
Площадь тыс. Км2 |
Население млн. Человек |
Столица |
1. |
505 |
|
|
2. |
|
|
Исламабад |
3.ЮАР |
|
|
|
4. |
|
154 |
|
|
|
|
|
Задание 2. Какие географические названия мы имеем ввиду, когда говорим «Страна тюльпанов», «Жёлтая река», «Эрин изумрудный», «Крыша мира», «Вечный город», «Суоми».
Задание 3. Ответить на контрольные вопросы к практической работе № 1.
Тема 1.2.
Задание 1. Обеспеченность человечества разведанными запасами четырех важнейших видов минеральных ресурсов оценивается следующим числом лет: 50, 65, 150, 240. Определите, к каким конкретным видам минерального топли-ва и сырья относится каждый из этих показателей.
Задание 2. Среди перечисленных ниже стран подчеркните разными цвета-ми или линиями те, которые особенно выделяются по запасам железной руды, медной руды, бокситов, олова:
1) Австралия; 2) Бразилия; 3) Гвинея; 4) Заир; 5) Замбия; 6) Китай; 7) Ма-лайзия; 8) Россия; 9) Украина; 10) Чили.
Задание 3. Среди перечисленных ниже стран подчеркните те, которые об-ладают особенно большими запасами нефти:
1)Аргентина; 2) Венесуэла; 3) Египет; 4) Индия; 5) Ирак; 6) Иран; 7) Ку-вейт; 8) Мексика; 9) ОАЭ; 10) Саудовская Аравия.
Задание 4. Ответить на контрольные вопросы к практической работе № 2.
Тема 1.3.
Задание 1. На круговых диаграммах (рис. 4) показана доля детей во всем населении экономически развитых и развивающихся стран. Проставьте соот-ветствующие цифровые показатели. Объясните причины различий.
Задание 2. На разных языках индоевропейской семьи говорят: 1) англича-не; 2) бенгальцы; 3) латыши; 4) немцы; 5} персы; 6) румыны; 7) русские;. 8) французы; 9} хиндустанцы; 10) шведы. Распределите их по следующим группам этой языковой семьи:
1. Славянская__________________
2. Байтийская __________________
3. Романская __________________
4. Германская __________________
5. Иранская ____________________
6. Индоарийская ________________
Укажите, какие другие группы и языки входят в состав этой семьи.
Задание 3. Ответить на контрольные вопросы к практической работе № 3,4.
Тема 1.4.
Задание 1. Определите, какие из следующих отраслей - 1) добыча нефти, 2) бокситов, 3) меди, 4) олова, 5) производство автомобилей, 6) самолетов, 7) бумаги, 8) зерновых культур,
9) сахара, 10) хлопка-служат отраслями международной специализации перечисленных ниже стран:
1. Аргентина ______________________________________________________________________
2. Гвинея _________________________________________________________________________
3. Куба ___________________________________________________________________________
4. Линия __________________________________________________________________________
5. Малайзия _______________________________________________________________________
6. CШA ___________________________________________________________________________
7. Узбекистан ______________________________________________________________________
8. Финляндия ______________________________________________________________________
9. Чили ___________________________________________________________________________
10. Япония_________________________________________________________________________
Объясните причины такой специализации.
Задание 2. На контурную карту нанесите главные интеграцион-ные группировки стран мира:
1) Европейский Союз (ЕС) в составе 15 стран;
2) Североамериканское соглашение о свободной торговле (САССТ) в со-ставе трех стран;
3) Ассоциацию государства Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в составе шес-ти стран;
4) Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК) в составе 13 стран.
Охарактеризуйте роль этих группировок в мировом хозяйстве.
Тема 1.5.
Задание 1. Укажите первую тройку стран мира по добыче следующих ви-дов полезных ископаемых: 1. Нефть____________________________________________________________________________
2. Природный газ_____________________________________________________________________
3. Уголь___________________________________________________________________________
4. Железная руда___________________________________________________________________
С помощью штриховки или цветового фона нанесите эти страны на кон-турную карту и сделайте обобщение.
Задание 2. С помощью порядковой нумерации расставьте по значимости (объему перевозок) следующие грузопотоки нефти:
Ближний и Средний Восток-Япония; Юго-Восточная Азия-Япония; Ближний и Средний Восток - Европа; Западная Африка - Европа; Ближ-ний и Средний Восток-США; страны Карибского бассейна-США.
Дайте необходимые объяснения.
Задание 3. Укажите, подчеркнув разными линиями, какие из перечислен-ных ниже стран отличаются преобладанием производства электроэнергии на ТЭС, ГЭС и АЭС:
1) Бельгия; 2) Бразилия; 3) Индия; 4) Китай; 5) Нидерланды; 6) Норвегия; 7) Польша; 8) Россия; 9) Франция; 10) ЮАР.
Назовите причины, способствовавшие формированию такой структуры производства электроэнергии.
Задание 4. Укажите первую тройку стран мира по сбору главных сельскохозяйственных культур:
Пшеница_________________________________________________________________________ Рис______________________________________________________________________________ Сахарный тростник_________________________________________________________________ Сахарная свекла___________________________________________________________________ Хлопок-волокно____________________________________________________________________ Картофель________________________________________________________________________
С помощью условных знаков нанесите эти страны на контурную карту и сделайте выводы
Задание 5. Ответить на контрольные вопросы к практической работе № 5,6.
Самостоятельная работа студента по 2 разделу
«Региональная география мира»
Тема 2.1.
1. составить реферат (на свободную тему по высокоиндустриальным странам мира).
Тема 2.2.
Задание 1. Приведите примеры полезных ископаемых, которыми США обеспечены:
1) с избытком________________________________________________________________________
2) с некоторым недостатком____________________________________________________________
3) совсем не обеспечены______________________________________________________________
Задание 2. Подчеркните название крупного региона мира, на который в течение последних трех-четырех десятилетий приходится преобладающая часть мигрантов в США:
1) зарубежная Европа; 2) зарубежная Азия; 3) Африка; 4) Латинская Америка. Объясните свой вывод.
Задание 3. Составьте таблицу «Промышленные пояса США» по следую-щей форме:
Название пояса |
Ведущие отрасли |
Главные центры |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
4. |
|
|
|
|
|
Сделайте выводы.
Задание 4.. Укажите, подчеркнув разными линиями или цветами, какие из перечисленных ниже штатов США выделяются по сборам: а) пшеницы; б) кукурузы; в) южных фруктов и цитрусовых; г) хлопка-волокна; д) по про-изводству молочных продуктов:
1) Айова; 2) Висконсин; 3) Иллинойс; 4) Калифорния; 5) Канзас; 6) Мис-сисипи; 7) Небраска; 8) Северная Дакота; 9) Флорида; 10) Южная Дакота. Объясните такую специализацию штатов.
Тема 2.3.
Задание 1. Заполните таблицу, характеризующую обеспеченность стран зарубежной Европы минеральными ресурсами, по следующей форме:
Нефть и природный газ |
Каменный уголь |
Бурый уголь |
Железная руда |
Руды цветных металлов |
Горно-химическое сырье |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Внесите в таблицу названия только тех стран, которые обладают самыми большими запасами перечисленных минеральных ресурсов. Сделайте выводы.
Задание 2. Составьте пары по принципу «государство-численность его 1 населения»:
1. Болгария а) 57,5 млн. человек
2. Великобритания б) 23 млн. человек
3. Нидерланды в) 15 млн. человек
4. Румыния г) 9 млн. человек
5. Словения д) 2 млн. человек
___________________________________________________________________________________
Задание 3. Заполните таблицу «Три типа национального состава стран зарубежной Европы» по следующей форме:
Тип национального состава |
Примеры стран |
1. Однонациональный |
|
2. Двунациональный |
|
3. Многонациональный |
|
|
|
Укажите, какой тип национального состава населения преобладает в стра-нах зарубежной Европы.
Задание 4. Ответить на контрольные вопросы к практической работе № 7.
Тема 2.4.
Задание 1. Сравните страны зарубежной Азии со странами зарубежной Европы по размерам территории. Подберите европейские страны-аналоги к тем государствам Азии, которые перечислены в следующей таблице:
Страны Азии |
Площадь тыс. Км2 |
Страны Европы |
Площадь тыс. км2 |
Таиланд |
514 |
|
|
Япония |
372 |
|
|
Филиппины |
300 |
|
|
Республика |
|
|
|
Корея |
100 |
|
|
Кувейт |
20 |
|
|
|
|
|
|
Задание 2. Перечислите главные товары экспорта и импорта Японии:
1) Экспорт:_______________________________________________________________________
2) Импорт: _______________________________________________________________________
Сравните состав экспорта и импорта и объясните различия. Нанесите на контурную карту (рис. 13) главные грузопотоки нефти из стран зарубежной Азии в Японию.
Задание 3 . Ответить на контрольные вопросы к практической работе № 8.
Тема 2.5.
Задание 1. Подчеркните те из приведенных ниже природных ресурсов Ла-тинской Америки, которые имеют мировое значение:
а) нефть; б) уголь; в) железные руды; г) медные руды; д) бокситы; е) водные ресурсы; ж) лесные ресурсы.
Задание 2. Нанесите на контурную карту (рис. 18) крупнейшие города Латинской Америки, расположенные: а) на ее Восточном (Атлантическом) по-бережье; б) на ее Западном (Тихоокеанском) побережье; в) вдали от побере-жий океанов и морей.
Проанализируйте полученную картосхему и сделайте обобщение.
Задание 3. Укажите, подчеркнув разными линиями или цветами, какие из перечисленных ниже стран Латинской Америки особенно выделяются по до-быче: а) нефти; б) руд железа; в) руд меди; г) руд олова; д) руд никеля; е) бокситов; ж) серы; з) селитры:
1) Боливия; 2) Бразилия; 3) Венесуэла; 4) Гайана; 5) Куба; 6) Мексика; 7) Перу; 8) Суринам; 9) Чили; 10) Ямайка.
Какая из этих стран обладает наибольшим «ассортиментом» полезных ис-копаемых?
Тема 2.6.
Задание 1. Подчеркните те из перечисленных ниже стран Африки, кото-рые были политически независимыми еще до второй мировой войны:
1) Алжир; 2) Ангола; 3) Гана; 4) Либерия; 5) Мадагаскар; 6) Мозамбик; 7) Нигерия; 8) Сенегал; 9) Тунис; 10) Эфиопия.
Подпишите, колониями каких европейских стран-метрополий являлись остальные из этих стран.
Задание 2. Определите, какая из приведенных ниже «формул» воспроиз-водства населения относится к Африке:
1) 12-10=2; 2) 19-7=12; 3) 26-8== 18; 4) 43-13=30; 5) 13- -8=5; 6) 16-7=9; 7) 16-9=7.
Объясните, что скрывается за этой «формулой».
Тема 2.7.
1. Подпишите все моря, заливы и проливы, омывающие берега Австралии и Новой Зеландии.
2. Перечислите все важнейшие особенности штатов Австралии, заполнив следующую таблицу:
Штат |
Географическое положение |
Отрасли специализации |
Крупнейшие города |
Природные ресурсы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 3.1.
Задание 1. Заполните таблицу «Сущность глобальных проблем человече-ства» по следующей форме:
Проблема |
Сущность проблем |
1. Экологическая |
|
2. Демографическая |
|
3. Энергетическая и сырьевая |
|
4. Продовольственная |
|
|
|
|