Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
Тема 1 [6]
Тема 2 [5]
Тема 3 [6]
Тема 4 [4]
Тема 5 [4]
Тема 6 [5]
Тема 7 [3]
Тема 8 [4]
Тема 9 [1]
Структура введения [6]
Структура заключения [3]
ДОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ГЕОГРАФИИ [4]
Справочные материалы к темам изучен [8]
ПЛАНЫ ОТВЕТОВ ПО ТЕМАМ ГЕОГРАФИИ [1]

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2114


Приветствую Вас, Гость · RSS 25.09.2017, 12:40

Главная » Статьи » Часть 1 » Справочные материалы к темам изучен

ТРАНСПОРТ.Справочные материалы
ТРАНСПОРТ (от лат

ТРАНСПОРТ (от лат. transporto - переношу, перемещаю), третья, после промышленности и с. х-ва, ведущая отрасль материального производства и инфраструктуры, осуществляющая передвижение грузов и пассажиров. Т. является основой географического разделения труда. Объем и структура транспортных перевозок отражают в общих чертах уровень и структуру экономики, а география транспортной сети и грузо-потоков - размещение производит. сил. Т. также активно воздействует на размещение произ-ва, способствуя специализации и кооперированию предприятий, отраслей, эконом. р-нов и стран. По характеру перевозок Т. подразделяется на грузовой и пассажирский, по назначению - на Т. общего пользования, обслуживающий сферу обращения товаров и население; Т. необщего пользования - внутрипроизводственный, ведомствен-ный; Т. личного пользования - легковые автомобили, мото-циклы, велосипеды, лодки, яхты, самолеты и др. Кроме того, выделяются сухопутный (наземный и подземный), водный и воздушный Т. Особую группу составляет трубопроводный Т.: нефте- и газопроводы, водопровод и пр.; ленточные транспорте-ры, конвейеры тоже являются видом Т.

СУХОПУТНЫЙ ТРАНСПОРТ, общее назв. видов транспорта, перевозящих грузы и пассажиров по суше (наземный транс-порт) или под землей (подземный транспорт, напр., метропо-литен, рудничный транспорт); подразделяется на автомобиль-ный, железнодорожный, гужевой.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ, вид сухопутного транс-порта, перевозящий грузы и пассажиров по безрельсовым до-рогам или без дорог (вездеходы); использует двигатели внутр. сгорания или (реже) электрические. А. т. подразделяется на грузовой и пассажирский. Достоинство А. т. - маневренность, недостаток - сравнительно высокая стоимость перевозок. А. т. становится все более важным и распространенным видом транспорта; самого высокого уровня автомобилизации достиг-ли США (600 автомобилей на 1000 жителей).

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ, вид сухопутного транс-порта, производящий перевозку грузов и пассажиров по рельсо-вым путям сообщения, т. е. по ж. д. От др. видов сухопутного транспорта Ж. т. отличается массовостью грузопотоков и пасса-жиропотоков, разнообразием перевозимых грузов (жидкие, сы-пучие, лес, машины, скот и др.), относительно низкой стоимо-стью перевозок грузов большого объема на большие расстояния. Ж. т. использует разл. виды энергии, гл. обр. электрическую и тепловую. По назначению Ж. т. делится на транспорт общего пользования, в т. ч. городской (трамвай, метрополитен), и про-мышленный (заводской, рудничный, лесохозяйств. и др.).

ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ, вид сухопутного транспорта, ис-пользующий в качестве тяги силу животных (лошадей, волов, верблюдов, оленей, собак и др.); подразделяется на колесный и санный. В труднодоступных местностях (горы, тайга, пустыни) сохраняет значение вьючный транспорт, т. е. перевозка грузов на животных без повозок. Г. т. (и вьючный) еще играет боль-шую роль в хоз-ве развивающихся стран.

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ, общее назв. видов транспорта, ис-пользующих водные естеств. (океаны, моря, реки, озера) и ис-кусств. (каналы, водохранилища) пути сообщения. В. т. под-разделяется на морской и внутренний водный транспорт.

МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ, вид водного транспорта, произво-дящий перевозки грузов и пассажиров с помощью судов по океанам, морям, морским каналам (морское судоходство). Ха-

рактеризуется высокой грузоподъемностью транспортных средств, неограниченной пропускной способностью, сравни-тельно небольшими затратами на перевозки. М. т. обслуживает 4/5 всей международной торговли и делится на каботажный и международный дальнего плавания; особый вид М. т. - мор-ские паромы.

МОРСКОЙ ПАРОМ, судно, перевозящее железнодорожные со-ставы; такой способ перевозки позволяет обходиться без трудоем-кой перевалки грузов с ж. д. на суда и обратно. Морские паром-ные переправы пересекают прол. Керченский, Татарский, Ска-геррак (линия Норвегия-Дания), Па-де-Кале (Англия- Франция), Кабот (вост. Канада). На Балтийском море М. п. соеди-няют порты Швеции, Финляндии, Литвы с портами Германии, на Каспии - Баку с Красноводском, на Черном м. - Ильичевск (Украина) с Варной (Болгария), в Тирренском м. - Италию с Сардинией; есть морская паромная линия вдоль Тихоокеанского побережья США и Канады - от Сиэтла до Аляски.

КАБОТАЖ (франц. cabotage, от caboter - плавать вдоль бе-регов), судоходство между портами одной страны. Различают большой К. - между портами разных морей (напр., в России - между Архангельском и Владивостоком, Азовом и С.-Петер-бургом и др.) и малый К. - между портами одного моря. В на-стоящее время К. почти во всех странах является исключитель-ным правом торгового флота этих стран. К. в ряде стран сокра-щается с развитием конкурирующего железнодорожного и автомобильного транспорта.

«ДЕШЕВЫЕ» ФЛАГИ, «удобные» флаги, «подставные» фла-ги, флаги некоторых развивающихся стран, под которыми хо-дят суда наиболее развитых стран - США, Японии, Германии, Великобритании и др. Судовладельцы развитых стран исполь-зуют «Д.» ф., т. к. в развивающихся странах налог на владение судами значительно ниже, чем в развитых, более низкие требо-вания к безопасности мореплавания и ниже зарплата моряков. В качестве «Д.» ф. наиболее широко используются флаги Либе-рии и Панамы, а также Греции, имеющей и большой собствен-ный флот. Используя «Д.» ф., судовладельцы получают огром-ные доходы.

РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ, точнее внутренний водный транспорт, вид водного транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рекам, озерам и каналам речных систем (речное су-доходство). Р. т. - старейший вид транспорта, но по грузо- и пассажирообороту, как и по длине сети, уступает автомобильному и железнодорожному транспорту. Крупные реки мира, пригодные для судоходства (Амазонка, Миссисипи, Обь, Енисей, Янцзы, Конго, Волга, Дунай и др.), имеют значительно большую пропуск-ную способность, чем самые мощные ж. д., но использование воз-можностей Р. т. зависит от общего уровня эконом. развития; так, по грузообороту Р. т. выделяются США, Россия, Канада, Герма-ния, Нидерланды, Бельгия, Китай. На гигантские речные систе-мы Азии (без России и Китая), Африки и Латинской Америки приходится лишь 5% мирового грузооборота.

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ, авиационный транспорт, вид транспорта, производящий перевозку грузов и пассажиров воз-душным путем с помощью летательных аппаратов (самолетов, вертолетов и др.). Для В. т. характерны высокие скорости движе-ния (от 200 до 2000 км/ч), способность преодолевать естеств. пре-грады, препятствующие наземному транспорту. Но грузоподъем-ность воздушных судов невелика, высока стоимость перевозок, особенно вертолетами. В. т. незаменим в обслуживании трудно-доступных отдаленных р-нов, для перевозки дорогих и скоропор-тящихся грузов на большие (свыше 1000 км) расстояния. С вне-дрением скоростных многоместных самолетов В. т. становится од-ним из важнейших видов пассажирского транспорта.

ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ, общая сеть путей сообщения. Все пу-ти сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную сис-тему. Общая длина Т. с. мира (без морских путей) превышает 35 млн км. Т. с. можно характеризовать по длине, густоте, со-ставу (видам транспорта), пропускной способности, мощности грузопотоков, пассажиропотоков и др. показателям.

ТРАНСПОРТНЫЕ МАГИСТРАЛИ, основные транспортные пути в составе транспортной сети к.-л. территории. Т. м. выделяют-ся повышенной техн. оснащенностью, мощными потоками грузов и пассажиров, они имеют большое значение в системе производ-ственно-территориальных связей. Т. м. подразделяются на меж-дународные (напр., Панамериканская автомагистраль, железно-дорожная магистраль Москва-Киев-Прага); общегосударств. магистрали (Транссибирская ж. д., Трансамазонское шоссе); межрайонные (ж. д. Мурманск-С.-Петербург-Москва).

ГУСТОТА ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ к.-л. территории, отноше-ние общей длины транспортной сети к площади этой терри-тории. Выражается в км/км2 или км/100 км2. Г. т. с. может быть рассчитана и для к.-л. одного вида транспорта, напр. же-лезнодорожного .

ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ, пункт, к которому подходят не ме-нее трех транспортных линий. Если это линии разных видов

транспорта, то такой Т. у. наз. комплексным, напр. речной порт с подходящими к нему железными и шоссейными дорогами. Такие Т. у. служат обычно местами пересадок пасса-жиров и перевалки грузов с одного вида транспорта на другой.

ГРУЗООБОРОТ: 1) Г. транспорта, работа грузового транспорта, измеряемая в тонно-километрах (т-км), т. е. произведение коли-чества груза (т) на расстояние, на которое груз перевезен (км); 2) Г. транспортных узлов (морских, речных портов, железнодо-рожных станций и др.), количество отправленных и принятых грузов (т) за к.-л. период (напр., год - годовой Г.). На пассажир-ском транспорте применяются соответствующие показатели - пассажирооборот, измеряемый в первом случае в пассажиро-километрах, во втором - в числе пассажиров за к.-л. период.

ГРУЗОПОТОК, характеристика объема перевозок грузов (т) на отдельном участке транспортной сети, а также между к.-л. пунктами, р-нами, странами и др. участниками перевозок (от-правителями и получателями). На пассажирском транспорте соответствующий показатель - пассажиропоток, измеряемый числом пассажиров.

ГРУЗОНАПРЯЖЁННОСТЬ, густота перевозок, количество гру-зов (т), проходящих через данный путь (участок пути, перегон) за определ. период (сутки, год). На пассажирском транспорте при-меняется пассажиронапряженность, или густота пассажирских перевозок - число пассажиров за определенный период.

ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ, максимальная возможная грузонапряженность или пассажиронапряженность участка транспортной сети.

Категория: Справочные материалы к темам изучен | Добавил: geo-pk19 (03.02.2008)
Просмотров: 2333