Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
Тема 1 [6]
Тема 2 [5]
Тема 3 [6]
Тема 4 [4]
Тема 5 [4]
Тема 6 [5]
Тема 7 [3]
Тема 8 [4]
Тема 9 [1]
Структура введения [6]
Структура заключения [3]
ДОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ГЕОГРАФИИ [4]
Справочные материалы к темам изучен [8]
ПЛАНЫ ОТВЕТОВ ПО ТЕМАМ ГЕОГРАФИИ [1]

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2114


Приветствую Вас, Гость · RSS 25.09.2017, 12:47

Главная » Статьи » Часть 1 » Структура заключения

методичка по работе с атласом
Министерство Образования Российской Федерации

Департамент образования г.Москвы

Государственное Образовательное Учреждение

Среднего профессионального образования

Политехнический колледж № 19

«Методические указания по работе с географическими картами атласа».

( пособие для студентов колледжей)

Автор - составитель: Т.Н. Смирнова

Москва - 2004

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее методическое пособие предназначено для студентов колледжей по всей территории Российской Федерации для всех специальностей.

Методическое пособие является разработкой вводного урока, так как преподаватель рассказывает значение карты в географической науке.

Объяснив методику работы с картами атласа у студента появляется интерес к науке; повышается кругозор по дисциплине «География».

Географическая карта, являясь замечательным творением человеческой мысли, особым средством познания действительности, мира, накопителем, хранилищем и источником знаний, давно еже занимает одно из центральных мест в географическом образовании и в системе школьных средств обучения, прочно вошла в нашу повседневную жизнь. Как пространственное изображение физической поверхности Земли географическая карта даёт зрительный образ формы, величины и взаимного положения, изображаемых объектов; позволяет получить качественные и количественные характеристики объектов и явлений, сопоставить их свойства, выявить связи и зависимости между ними и с географическими явлениями, непосредственно на карте непоказанными; устанавливать причины, способствующие формированию характерных черт и особенностей отдельных территорий; изучать закономерности развития природы и общества, исследовать изменения во времени, осуществлять прогноз и оценивать перспективные направления развития.

Карта - отличный путеводитель, надёжный источник информации, незаменимое учебное пособие, эффективное средство научных исследований территорий, обязательный документ при решении многих хозяйственных задач, основа для изысканий и проектирования инженерных сооружений.

В учебном процессе карта служит средством формирования и конкретизации географических понятий, развивает у учащихся воображение, память, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать выводы, формировать географическое мышление.

Карта - средство активизации учебного процесса. Она незаменима в туристических походах, соревнованиях по спортивному ориентированию, викторин, другой внеклассной работы.

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

И ПРАВИЛА РАБОТЫ С НИМИ.

1.1. Понятие о картах, атласах. Виды и типы географических карт.

Термин «карта» происходит от греческого слова CHARTES, которое означало лист папируса для письма.

Картой называется построенное в картографической проекции, уменьшенное , обобщённое изображение поверхности Земли, поверхности другого небесного тела или внеземного пространства, показывающее расположенные на них объекты в определённой системе условных знаков.

Стандарт картографических терминов включает также многие другие определения, знание которых потребуется при пользовании данной карты:

картографическое произведение - произведение, главной частью которого является картографическое изображение ( т.е. глобусы, карты, атласы, рельефные карты и т.п.);

географическая карта - карта поверхности Земли; изображение земной поверхности Земли и её части, показывающее размещение, состояние и связи природных и общественных объектов и явлений в системе условных знаков;

общегеографическая карта - географическая карта, отображающая совокупность основных элементов местности;

топографическая карта - подробная карта местности, позволяющая определять плановое, высотное положение точек. Издаются в масштабах

1: 1000 000 и крупнее;

топографический план - картографическое изображение на плоскости в ортогональной проекции в крупном масштабе ограниченного участка местности, в пределах которого кривизна уровненной поверхности не учитывается ( топографические планы составляются в масштабах 1:500,

1:1 000, 1: 2 000, 1: 5 000);

тематическая карта - карта, основное содержание которой определяется конкретной темой ( климатическая карта, карта населения мира и др.);

атлас - картографическое произведение, состоящее из многих карт, объединённых общей идеей. Впервые название "атлас" применительно к собранию карт было предложено выдающимся голландским картографом Меркатором (1595) в честь АТЛАСА - мифического короля Ливии, изготовившего, по легенде, первый небесный глобус;

географический атлас - атлас географических карт.

Географические карты классифицируются по масштабу, территории, содержанию и назначению. В зависимости от масштаба различают карты:

• Крупномасштабные (1: 200 000 и крупнее);

• Среднемасштабные ( мельче 1: 200 000 до 1: 1 000 000 включительно);

Мелкомасштабные ( мельче 1: 1 000 000).

Исходя из территориального охвата, выделяют карты мира, материков, океанов, групп государств, отдельных стран, их частей, зкономических или административных районов и др.

По содержанию (тематике) различают общегеографические и тематические карты. Общегеографические карты, делятся по масштабу (см. выше),а тематические подразделяются на карты природных явлений (физико - географические) - климатические, геологические, ботанические и др. и карты общественных явлений (социально - экономические) - населения, экономики, политико-административного деления, туризма и др..

По назначению выделяют карты многоцелевого назначения (прежде всего, карты топографические), научно-справочные, учебные, туристские, военные, навигационные и т.п..

2. Правила и приёмы работы с географическими картами.

Для решения задач по карте в камеральных условиях (в помещении) желательно пользоваться листом карты без повреждений и изгибов. Измерения по карте следует производить на ровном для работы столе, в хорошо освещённом помещении. Лист карты нужно аккуратно развернуть и разложить на поверхности стола, убрав с него все лишние предметы, осторожно разгладить руками и закрепить углы грузами.

При работе с картами следует применять:

• Визуальный приём, основанный на зрительном восприятии картографического изображения, сравнении объектов местности по положению, форме, размерам, структуре.

• Графический приём - построение по картам профилей местности, разрезов, схем, диаграмм, графиков.

• Картометрический приём - измерение на картах длин, площадей, углов, определение высот и глубин, координат.

• Математический приём - перевод объектов и явлений в систему цифровых показателей для установления взаимосвязей между ними.

II. МЕТОДИКА РАБОТЫ С КАРТАМИ АТЛАСА.

При работе с картами географического школьного атласа необходимо учитывать три основных требования: читать, понимать, знать:

• Читать - это значит умение распознавать географическую действительность по изображению на карте (например, по количеству жителей города делятся на несколько типов, т.е. имеют различные размеры кружков, с наполнением или нет; по размерам шрифта и его написанию можно узнать тип населённого пункта, т.е. столицу, центр владений, прочие; можно сориентироваться по карте, выбирая путь достижения цели, т.е. путь сообщения, который будет отмечен различным тоном и способом (железные дороги - красной одноколейной сплошной линией, а автомобильные - чёрной одноколейной сплошной линией).

• Понимать - это значит усвоить основные свойства карты (см. раздел I).

• Знать - это значит ясно представлять полученные знания по карте, т.е. по памяти воспроизводить географические объекты по списку номенклатуры (номенклатура - перечень объектов для обязательного заучивания).

Прежде чем перейти к конкретному знакомству с картой атласа, рассмотрим сам атлас. Структура атласа довольно проста, похожа на книгу, учебник. В конце атласа есть оглавление карт, помещённых в нём, с которых и надо начать знакомство. Как правило, перечень карт атласа соответствует тематическому планированию предмета, т. е. от сложного к простому или от общего к частному. Например, изучение экономической и социальной географии мира начинается с темы «Политическая карта мира», следовательно, в содержании атласа первой будет находится карта именно соответствующая данной теме.

Главной частью атласа является сводный реестр «условных знаков», который помещён в самом начале брошюры. На странице 1 идёт перечисление географических объектов с определённой их градацией, т.е от сложного к простому( см. «населённые пункты»). Изучение данных условных знаков необходимо для того, чтобы правильно научиться читать карту!

Изучение карты атласа начинается с прочтения заголовка (верхний правый или левый угол карты), изучения легенды. Легенда карты - это перечень всех условных обозначений, встречающихся на данной карте, с кратким к ним пояснением. Она помещается на свободных местах, полях карты, внутри рамки

( например, на карте «Агроклиматические ресурсы»- «обеспеченность растений теплом» помещена в рамках карты, а «..зоны увлажнения» - за пределами карты). При работе с картами атласа надо учитывать также «врезки» в общую часть карты, т. е. участки карты в более крупном масштабе (например, на карте «Минеральные ресурсы», масштабом 1: 150 000 000, предложена врезка масштабом 1 : 30 000 000). Данные «врезки» повышают наглядность географических объектов, а также ведут к лучшему усвоению знаний с карты.

Условные знаки на карте могут быть не только графическими (значки, символы), но и в форме таблицы, круговых и столбчатых диаграмм. Обязательно на карте всегда указывается масштаб для того, чтобы мы смогли установить многократное увеличение или уменьшение данных объектов при их изучении, сформировать о них представление.

Географические объекты и явления наносятся на карту следующими способами: способ знаков, качественного фона, ареалов, картодиаграммы, локализованных диаграмм, точечный.

1. Способ знаков делится на три вида:

- изображение в форме геометрических знаков (квадраты, треугольники, кружки, ромбики, овалы). Например, классификация полезных ископаемых на карте «Минеральные ресурсы».

- Изображение в виде линий - пути сообщения, линии электропередач, административные границы и т.д.

- Изображение знаками движения (стрелки направлений) - грузопотоки, морские течения.

2. Способ качественного фона.

Заключается в цветовой подаче информации. Все географические объекты показаны различными оттенками цвета. Преимущество этого способа в том, что он самый запоминающийся ( строение глаза). Цветовая гамма хорошо видна на экономических картах регионов, а также на физических. Например, «Экономическая карта Индии» - комплексное изучение отраслей хозяйства Индии контрастно отображено разными цветами, «Чёрная металлургия» - обозначение разными оттенками одного цвета показана выплавка стали на душу населения.

3. Способ ареалов.

Заключается в обведении границ особо значимых объектов.

Например, на карте «Транспорт» очерчены границы « густоты сети автомобильных дорог с твёрдым покрытием».

4. Способ картодиаграммы.

Широко применяется на экономических картах. Круг делится на несколько секторов в процентном соотношении. Каждый сектор означает долю в мировой экономике данной отрасли, имеет свое условное обозначение. Например, на карте «Международные торгово-финансовые связи» важнейшие товарные группы представлены процентным соотношением диаграмм, а также определены в цвета.

5. Способ локализованных диаграмм.

Аналогичен способу ареалов, но имеет более узкое применение. Например, им обозначают бассейны полезных ископаемых; принадлежность к языковой семье. На карте «Минеральные ресурсы Европы» определены границы горючих полезных ископаемых.

6. Точечный способ.

Не достаточно распространённый. Информация задаётся точками, любого масштаба, объёма, формы, концентрации. Чаще всего применяется на картах сельского хозяйства, обозначая площади и годовую выработку определённых культур растениеводства. Например, на «Экономической карте Африки» зоны посадки сахеля точками синего цвета.

В курсе «Экономическая и социальная география мира» используется репродуктивный метод обучения, то есть изучение материала по типовому плану, основанный на сопоставлении нескольких карт. Знание всех этих способов и свободное владение ими, позволяет без труда прочитать карту и понять её.

СОПОСТАВЛЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ КАРТ.

Например, выдано задание: составьте экономико-географическую характеристику региона или страны по предложенному плану.

Вы должны использовать экономическую комплексную карту региона или страны, а также физическую карту, карту населения, карту сельского хозяйства, транспорта. На основе данных карт можно выявить общегеографические закономерности ведения хозяйства региона или страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Настоящее методическое пособие необходимо при работе с картами географического атласа под редакцией Максаковского В.П., Сарваса Н.Н, а также при выполнении практических работ как на контурных картах, так и в тетради. Познакомившись с данным пособием, способами подачи информации Вы сможете правильно оценить пользу карты и атласа в целом.

Категория: Структура заключения | Добавил: geo-pk19 (03.02.2008)
Просмотров: 4055